Мелеш Л.В.

ИЗДАТЕЛЬСКО-КНИГОТОРГОВАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТАХ ИЗДАТЕЛЬСКИХ И КНИГОТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БЕЛАРУСИ В ИНТЕРНЕТ

Важное место в системе библиографической информации общества занимает издательско-книготорговая библиография, которая, содействует подготовке и доведению до потребителя информации об издательском и книготорговом ассортименте документов для содействия их изданию и сбыту в оптовой и розничной книготорговой сети.

Среди разнообразных форм предоставления издательско-книготорговой библиографической информации все более значимое место начинает занимать издательско-книготорговая библиографическая информация на web-сайтах издательских и книготорговых организаций в Интернет.

Преимущества электронной формы издательско-книготорговой библиографической информации перед традиционными формами заключаются в массовости и доступности этой информации в любой точке мира; высокой оперативности информации; возможности ознакомиться с зафиксированной информацией и, скопировав ее, в дальнейшем вновь пересмотреть как в электронном, так и печатном виде; возможности ознакомления, выбора и заказа книг не выходя из дома и с доставкой на дом; возможности при помощи служб оповещения оперативно получать по e-mail информацию по определенной теме.

Развитие электронной издательско-книготорговой библиографии направлено на более успешное выполнение стоящих перед издательствами и книжной торговлей задач: информирование об изданиях, намеченных к выпуску; информирование о книгах, находящихся на складах издательств или в магазинах; реклама книжной продукции; содействие работе по заказу печатной продукции; содействие комплектованию фондов библиотек; координация деятельности издательств.

Данная информация адресована всем пользователям Интернет: как специалистам издательско-книготоргового сектора и библиотечным работникам, так и читателям-специалистам различных отраслей народного хозяйства, ученым, педагогам, студентам.

Число издательских и книготорговых организаций в Беларуси, имеющих выход в Интернет, с каждым годом растет. Издательско-книготорговую библиографическую информацию на web-страницах представляют как государственные, так и частные издательства, издательско-редакционные центры высших учебных заведений, НИИ НАН Беларуси, книготорговые организации, книжные магазины. Если в 90-х гг. XX в. выход в Интернет имело не более десятка издательств и отдельные книжные магазины, а собственную web-страницу - единицы, то сегодня ситуация значительно изменилась. Выход в Интернет имеют десятки издательств и книготорговых организаций. Среди книжных магазинов, практически все крупные магазины Республики Беларусь, в том числе «Центральный книжный магазин», «Светоч», «Подписные издания» и др. имеют выход в Интернет.

Изучив и проанализировав web-сайты книжных Интернет-магазинов, следует отметить, что каждый web-сайт имеет поисковый каталог, структурированный по отраслям знаний. Поиск документов может осуществляться по разным элементам библиографического описания. Структура библиографического описания, как правило, включает основные библиографические характеристики издания: автор, название, место издания, издательство, серия, объем, тираж, переплет, цена книги. Положительным является предоставление издательствами аннотаций, раскрывающих содержание книг и читательское назначение. Изображение красочной обложки книги позволяет оценить полиграфическое исполнение издания.

Данная информация в основном представлена в виде прайс-листов, которые на многих сайтах обновляются еженедельно, ежедневно, а некоторые из них, «срочные», обновляются каждые 10 минут.

Проведенный анализ электронных прайс-листов позволяет выделить их следующие особенности, которые обусловлены потребностями книжного рынка: предоставление информации не только о книгах, но и о электронных и аудиовизуальных документах; предоставление документов разных издательств; включение аннотаций в прайс-листы; предоставление информации об остатках книг прошлых лет и о скидках на них; информирование о заказных изданиях; выделение информации о новинках; предоставление информации о системе скидок и условиях реализации книг.

Основными средствами предоставления издательско-книготорговой библиографической информации в Интернет являются: web-сайт, баннер, e-mail.

Особого внимания заслуживает использование электронной почты, с помощью которой функционирует персональная служба оповещения о книжных новинках по интересующей покупателя категории или теме. Наиболее крупные Интернет-магазины, такие как litera.by (http://litera.by), oz.by (http://oz.by), book.shop.by (издательство «Тетрасистемс», http://ts.by) ежедневно осуществляют рассылку разнообразной издательско-книготорговой библиографической информации о книжных новинках бесплатно по подписке с использованием электронной почты. Среди наиболее растпространенных форм передачи такой информации: пресс-релизы, информационные бюллетени, тематические списки литературы, прайс-листы, каталоги. Показательной в этом плане является работа Интернет-магазина rodina.by (http://rodina.by), который приглашает всех подписавшихся на рассылку к участию в конкурсе, а также делает для них скидку 5 %, если они сделают заказ в день регистрации на web-сайте.

На сайтах Интернет-магазинов открываются отделы букинистической книги, которые пополняются также объявлениями читателей типа «Продам книгу», «Куплю книгу», хотя библиографическое описание в этих рубриках далеко не соответствует нормативным требованиям.

Наличие web-сайтов издательств и книготорговых организаций позволяет обеспечивать двухстороннюю постоянную связь с читателем, которая осуществляется при помощи рубрики «Обратная связь», где каждый читатель может оставить свои отзывы, благодарность, замечания и предложения. Проведение читательских форумов, на которых проходит обсуждение книжных новинок, позволяет объединять читателей и по достоинству оценивать книги, это также способствует активизации спроса покупателей на книжные издания.

Анализ издательско-книготорговой библиографической информации на web-сайтах Республики Беларусь позволяет выделить следующие тенденции ее развития: в последние годы активизируется совместная деятельность издательств и книжных магазинов. Это проявляется и в том, что на сайтах издательств указываются адреса книжных магазинов, в которых можно приобрести книги данного издательства; среди основных форм предоставления издательско-книготорговой библиографической информации наибольшее распространение получили: прайс-листы, тематические списки литературы, пресс-релизы, информационные бюллетени, каталоги, списки изданий на иностранных языках, рекламно-информационные материалы, рецензии; среди основных видов издательско-книготорговой библиографической информации по функционально-целевому назначению преобладает текущая информация, вместе с тем меньше публикуется перспективной библиографической информации; благодаря использованию возможностей Интернет-технологий, и в частности, использованию гипертекстовых ссылок, связывающих информацию о нескольких изданиях одной тематики, одного автора, переизданиях одного документа, расширяется информационное поле покупателя, помогающее ему принять обоснованное решение при выборе книги; в электронной издательско-книготорговой библиографической продукции в большей степени по сравнению с традиционными формами предоставлена фактографическая информация о документах; в свою очередь в рекламной деятельности Интернет-магазинов повышается роль библиографических средств предоставления сведений о документах как максимально оперативных, достоверных и информативных.

Дальнейшее развитие издательско-книготорговой библиографической информации на страницах web-сайтов издательских и книготорговых организаций связано с развитием сотрудничества между издательствами, книготорговыми организациями и библиотеками. Такой консорциум мог бы привести к созданию крупных поисковых серверов с богатейшими информационными ресурсами, потребителями которых стали бы все пользователи всемирной глобальной сети Интернет.

Hosted by uCoz